«Возвращение Тобольска»

«Нет города, более картинного, чем Тобольск…» – это восхищенное признание декабриста Дмитрия Иринарховича Завалишина, познавшего город во время сибирской ссылки, открывает нам книгу «Возвращение Тобольска».

Ее литературную основу составляет историко-философский очерк классика русской литературы Валентина Распутина, воспевающий старинный сибирский город.

Глубокие размышления писателя нашли свое зримое воплощение в гравюрах Нины Казимовой, мастера офорта. Сложнейшая техника, требующая невероятного труда и терпения, позволила ей создать текст и иллюстрации, в которых оживают тончайшие нюансы исторической и художнической мысли писателя.

Книга состоит из 30 гравюр: 20 листов с ненаборным, гравированным текстом с иллюстрациями и элементами оформления, 7 офортов только с иллюстрациями и 3 листа с титулом, посвящением и колофоном. Офорты выполнены на медных пластинах в технической манере акватинты.

Уникальность и ценность издания подчеркивает его исключительный тираж – всего 50 пронумерованных экземпляров.

Словно перелистывая страницы времени, Валентин Распутин ведет нас от истоков величия города, ставшего столицей Сибири в 1590 году и достигшего подлинного могущества при Петре I. Писатель воскрешает в памяти образы тех, чья деятельность оставила прочный след в истории края.

Первым в этом ряду стоит архиепископ Киприан, с которого началось сибирское летописание и благодаря которому имена Ермака и его дружинников были вписаны в вечную память церковного синодика.

Следом возникает фигура тобольского картографа Семена Ульяновича Ремезова, создавшего «Чертежную книгу Сибири» и первый русский географический атлас. Валентин Распутин, всматриваясь в наследие Семена Ремезова, изумленно восклицает:

«…„Ремезовская летопись‟, как и „Чертежная книга…‟, производит могучее впечатление. Читаешь, всматриваешься и не можешь понять: да как можно было все это собрать воедино, не ошибившись, как можно было с таким искусством вычертить и не заблудиться без путеводства! Чудеса да и только!»

Но была у Тобольска и другая, трагическая ипостась – крупнейшей пересыльной тюрьмы империи:

 «Через Тобольск прошли сотни тысяч кандальников, а самые именитые задерживались здесь и даже оседали. Первым ссыльным оказался угличский колокол, возвестивший при Борисе Годунове убийство царевича Димитрия. Декабристы, петрашевцы, среди них и Ф. М. Достоевский, поляки после двух польских восстаний, малороссийская знать, недовольная Москвой и Петербургом, и среди нее гетман Иван Самойлович, хорват Юрий Крижанич, во время тобольской неволи написавший «Повествование о Сибири», протопоп Аввакум, Радищев и Короленко… кого только ни встречал-провожал Тобольск, кого только ни заносил в поселенческие списки и подорожные книги».

Именно здесь, в Тобольске, жены декабристов передали Достоевскому то самое Евангелие, что станет его спутником на каторге и духовной реликвией на всю жизнь.

Художественное путешествие сквозь эпохи и судьбы завершается глубоким выводом, в котором заключен весь смысл этого великолепного творения: «Ответим хотя бы проснувшейся памятью. А проснувшаяся память есть начало продолжения дела».

Экземпляр издания подарен библиотеке председателем общественного благотворительного фонда «Возрождение Тобольска» Аркадием Григорьевичем Елфимовым.

Книгу можно почитать и посмотреть в читальном зале библиотеки!